Проблемы
развития речи учащихся сегодня особенно актуальны. Реалии современной жизни
таковы, что востребованными оказываются люди, способные мыслить самостоятельно,
точно и понятно формулировать свое мнение, вызывать к нему интерес, делать
слушателей своими единомышленниками.
К сожалению, развивая
письменную речь учащихся, мы меньше работаем над правильной устной речью. В
этом есть явный перекос, ведь на практике всем
людям гораздо больше необходимы
навыки устной речи. Большинство из нас легко, не задумываясь, бросает реплики в
разговоре, вступает в непринужденную беседу со знакомыми людьми. Вместе с тем
очень часто предстоящее перед большой аудиторией серьезное выступление
повергает нас в трепет. Страх перед аудиторией или перед микрофоном – явление
очень частое. Как помочь нашим ученикам справиться с ним, как научить их выступать
перед публикой? Известно высказывание Цицерона: «Поэтами рождаются. Ораторами
становятся». Значит, ораторскому искусству, столь необходимому в наше время,
надо специально учиться. А где этому учат? Безусловно, в каждом учебном
предмете есть установка на мыслительный процесс, позволяющий выстроить свое
речевое поведение. Но ведь уже 2000 лет назад существовала наука, которая
разработала методическую систему обучения речи – риторика. По словам М.В. Ломоносова, это «искусство о
всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной
мнению».
Первым
учебником риторики на русском языке было «Краткое руководство к риторике на
пользу сладкоречия» (1743г.) М.В. Ломоносова. Там излагались правила построения
речи трех родов: изобретение речи, украшение ее и расположение.
Современные
риторики добавляют к ним принципы античности: запоминание речи, исполнение
речи, анализ результатов выступления.
Я много лет работаю со старшеклассниками. По
программе у нас нет специальных часов на
изучение риторики, но обучение устной речи является необходимым условием
совершенствования умения «учись учиться». Поэтому мною разработан спецкурс
«Основы риторики», где большое внимание
уделяется говорению как важному общеучебному навыку.
Логика
работы по совершенствованию навыков устной публичной речи отражает следующую
концепцию: ораторскому искусству следует обучать в режиме деятельности,
последовательных риторических операций. Они отрабатываются на следующих уровнях:
- объяснение основных понятий;
- наблюдение и анализ выполнения речевой деятельности
(«подражание образцам», по терминологии Ломоносова);
- коллективные и индивидуальные упражнения в
овладении умением («собственные сочинения», по словам Ломоносова);
- контрольный срез, выявляющий степень овладения
риторическими операциями.
Цель работы –
выработать у учащихся потребность в красивой и правильной речи, осознание
необходимости ораторских умений в жизни.
Ведущей формой
является коллективная мыслеречедеятельность на занятии с соответствующей
индивидуальной подготовкой дома.
Ведущие методы
работы:
·
осознание учащимися базовых понятий;
·
аналитические упражнения;
·
редактирование речевых высказываний, имеющих
огрехи в использовании риторических правил;
·
психотренинги, способствующие совершенствованию
речи;
·
ролевые игры, имитирующие реальные жизненные
ситуации;
·
экспертная работа, развивающая умение
отслеживать достоинства и недостатки устной речи;
·
решение коммуникативных и этических задач;
·
собственное речетворчество учащихся в
соответствии с ситуацией и жанром высказывания.
В связи с этим
можно выделить несколько основных требований к организации подобных учебных
занятий:
·
Максимальный учет индивидуально-психологических, возрастных
особенностей личности обучающихся;
·
Деятельностный характер обучения;
·
Создание и поддержание у обучающихся потребности в
совершенствовании собственной речи;
·
Коммуникативное поведение учителя на занятиях.
На спецкурсе учащиеся
знакомятся с множеством необходимых теоретических сведений. Вводятся понятия «внутренняя»
речь, адресность высказывания, определение позиции, формулировка тезиса,
задачи, сверхзадачи; знание видов спора (ради истины, ради победы, ради
зрителей, спор ради спора).
Но
практическая направленность выходит на первое место. Мы работаем над умением
понимать и использовать язык жестов, умением проявлять адресность в
выступлении, совершенствуем диапазон, высоту, «полетность» голоса, дикцию.
Учащиеся анализируют высказывания одноклассников, учатся определять стили
общения. Все это должно помочь им во время публичных выступлений. И сами эти
выступления анализируются по следующим критериям:
- Чувствуется ли в высказывании стремление автора к
тому, чтобы основная мысль предстала в максимальной полноте?
- Есть ли в высказывании нестандартные, оригинальные
мысли, вызывающие интерес к дальнейшему слушанию?
- Есть ли в голосе автора внутренняя свобода,
стремление убедить?
- Используются ли цитаты?
- Проявляет ли автор свои чувства?
- В каком стиле высказывается автор по отношению к
слушателям?
Большое
внимание уделяется воспитанию «словесной вежливости», соблюдению этических
норм. С точки зрения этических норм в публичной речи неприемлемы притворство,
неискренность, обман, грубость. И наоборот, уважение к людям, к их мнению,
позиции, терпимость к тем, кто отличается чем-либо, доброжелательность – это
норма.
А.М. Горький писал: «Не всегда важно, что говорят, но всегда важно, как говорят». Ребята узнают, что тон,
темп, громкость речи имеют большое значение, развивают умения выделять основную
мысль, находить ключевые слова, пересказывать тексты и создавать собственные. В этом году нашей школе исполнилось
16 лет. Предлагаю такое задание: «Представьте, что вы выступаете на торжестве
по случаю дня рождения школы. Подготовьте краткую приветственную речь на тему:
«В нашей школе праздник» (подготовка выступления на 1 минуту)». Интересно,
что выступления ребят, хоть и были на одну тему, отличались оригинальностью
взгляда, разнообразием примеров, яркой эмоциональностью.
Учащимся приходится
много работать и дома. Например, подготовить устное сообщение, рассчитанное на 2-3 минуты, и выступить с ним
перед родителями. Предлагаемые темы: «Могут ли о человеке рассказать его
вещи?», «Влияет ли имя на характер человека?», «Нужно ли дома соблюдать правила
речевого этикета?»
Такая работа
способствует избавлению от излишней застенчивости, учит выступлению по плану.
В риторике
всегда огромное внимание уделялось подражанию образцам. Поэтому заучивание
наизусть и декламация образцовых текстов просто необходимы. Можно предложить
стихотворения А. Вознесенского, Р. Рождественского, Е. Евтушенко, конечно, А. Пушкина
и М. Лермонтова, прозу И. Тургенева, А. Чехова, К. Паустовского, Ф. Искандера. Это
не только развивает память и речь, но и дает опыт выступления перед публикой.
Постоянно идет активный поиск
оптимальных приемов обучения, одним из которых является игра. Причем
старшеклассники участвуют в играх с большим удовольствием. Можно
выделить основные аспекты целесообразности применения игр при обучении
искусству речи:
·
Происходит раскрепощение в поведении ребенка, а
в связи с этим появляется большая потребность в творческой самоактуализации
личности:
- Возможно создание различных ситуаций
(коммуникативных, проблемных, познавательных), через которые происходит
развитие познавательных интересов учащихся;
- Происходит развитие мышления
(аналитического, синтезирующего, аналитико-синтезирующего, абстрактного).
В водной части урока, когда необходимо создать хороший настрой, стимул к
речевым действиям, можно использовать игры, создающие проблемную ситуацию. В
качестве примера можно привести игру «Вертушка». Цель: показать трудности
слушания как вида речевой деятельности, взаимосвязь слушания и говорения.
Игровой этап.
Учитель просит пятерых учащихся выйти на несколько минут из класса, а
сам без установки на слушание читает
текст: «Молодой инженер Юра решил поменять место работы. Ему казалось, что он
способен выполнять более сложные задания, нежели те, что ему поручали.
Окружающие говорили, что он там сможет заработать на квартиру и даже купить
машину”.
По цепочке
приглашаются ученики, вышедшие из класса, и учитель предлагает сначала
кому-либо из присутствующих, а потом по очереди входящим передавать
услышанную информацию, учитывая, что каждый новый входящий с этой информацией
не знаком.
|
Игра групповая. Направлена на развитие
внимания и познавательных процессов. Ярко демонстрирует учащимся взаимосвязь
таких общеучебных навыков, как слушание и говорение. После такого наглядного
примера несложно перейти к новой теме.
|
Для овладения навыками ораторского
искусства можно предложить учащимся игру «Компакт-опросы». Цель: совершенствовать уровень общительности
(научиться ограничивать себя крайним экстравертам и раскрыться интровертам)
Ход игры. Три ученика выбирают себе социальную роль (начальник,
адвокат, домохозяйка и др.). Остальные
участники игры задают всем трем один и тот же вопрос. Каждый должен ответить
на этот вопрос в соответствии со своей социальной ролью (через три секунды
после конца вопроса).
|
Эта коллективная ролевая игра приносит максимальный результат,
если каждый участник образовательного
процесса (включая и учителя) побывает в роли опрашиваемого. Возможно побывать
в роли до 6 человек. Причем первая тройка готовит свои роли сама (дома), а
вторая, для большего эффекта, дублирует.
|
Игры дают
ребенку возможность проявить творческую активность, расширяют его кругозор,
развивают находчивость, смекалку, пробуждает интерес к знаниям.
Планомерная работа по совершенствованию навыков ораторского
искусства дает свои результаты. Учащиеся знают, чтобы научиться строить устную публичную речь,
необходимо:
·
понимать, как устроена аргументация, то
есть знать теорию;
·
читать и понимать классические
произведения, развить в себе умение понимать строение произведения и замысел
его автора;
·
упражняться в построении различного рода
устных высказываний, усвоить навыки самостоятельной творческой работы со
словом;
И напоследок несколько рекомендаций, которые можно дать
ученикам перед публичным выступлением.
- Выработайте правильное отношение к своим страхам.
Твердо знайте: аудитория редко бывает враждебно настроена.
- Готовьтесь, готовьтесь, готовьтесь!
- Сделайте «успокаивающие» записи (план, даты,
имена, основные мысли, необходимые цитаты).
- Практикуйтесь, практикуйтесь, практикуйтесь (но не
в день выступления).
- Заранее ознакомьтесь с местом, где предстоит
выступать.
- Не расходуйте энергию до выступления.
- Установите «контакт глаз» с несколькими
дружелюбными лицами.
- Говорите громко, чтобы разогнать нервозность.
- Постарайтесь избегать ошибок, но не извиняйтесь,
большинство слушателей их не замечает.
- Не держите себя слишком серьезно.
Работа по
развитию навыков ораторского искусства интересна и просто необходима. Она
позволяет учащимся профильных групп расширить словарный запас, приобрести
навыки общения, учит выступать перед аудиторией, что, несомненно, должно
сказаться не только на успеваемости, но и на общей культуре.
Литература:
1.
Аннушкин В.И. Риторика. Учебное пособие.– Пермь: Издательство
ПОИПКРО, 1994.
2.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: учебное
пособие для вузов. – Ростов н / Д.: Издательский центр «Март», 2001.
3.
Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский
язык и культура речи: курс лекций / под ред. Н.А. Ипполитовой. – М.: Проспект,
2007.
4.
Львов М.Р. Риторика. Культура речи. - М.:
Академия, 2003.
5.
Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. Учебное
пособие. – М.: Просвещение, 2009.
6.
Рождественский Ю.В. Теория риторики. – М.: Добросвет,
1999.
7.
Рождественский Ю.В.Принципы современной риторики. Флинта: Наука, 2007.
8.
Стернин И.А. Практическая риторика. М.: Академия, 2010.
|