Четверг, 28.11.2024, 07:11
Приветствую Вас Гость | RSS

Облако тегов

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Моя педагогическая философия

Выдающийся славянский просветитель и педагог XVII века Я.А. Коменский в знаменитой «Великой дидактике» поставил задачу – довести метод воспитательно-образовательной работы до безошибочной верности, при которых успех не мог бы не достигаться.

При таком обучении Я.А. Коменский особо выделяет «золотое правило»: «Всеми средствами нужно воспламенять жажду знаний и пылкое усердие к учению».

Великий русский педагог К.Д. Ушинский во второй половине XIX века разработал методику обучения, основанную на принципах активности и самодеятельности ученика. «Не уметь хорошо выражать своих мыслей – недостаток, но не иметь самостоятельных мыслей – ещё гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний». Сегодня эти слова звучат на удивление актуально. К.Д. Ушинский был глубоко убеждён в великой силе воспитания: оно может далеко раздвинуть пределы человеческих возможностей: физических, умственных, нравственных. 

Говоря современным языком, школа должна стремиться дать всестороннюю подготовку к реалиям жизни. Выражение «гармонично развитый человек» имеет глубокий смысл. Невозможно натренировать гармоничность. Она может взяться только из одного источника – из гармоничного образа жизни. Но  современному миру далеко до гармонии. Какая картина общественной жизни открывается школьнику, когда он смотрит телепередачи, кинофильмы; какие установки получает? Чаще всего ребёнку внушается мысль, что всё или почти всё можно купить за деньги. Убеждена, что именно учитель должен противостоять бездуховности, «воспламенять жажду знаний», формировать общественное мнение на каждом уроке, на каждом родительском собрании, каждым своим словом и поступком.

Вот уже много лет я прихожу в школу, чтобы учить и учиться, узнавать новое, делать открытия, духовно расти вместе со своими учениками.

Это трудно? Да. Радостно? Безусловно.   Учиться самой, чтобы иметь право учить других  – вот основа моей педагогической философии. Я учусь у великих писателей,  ставших воплощением духа своего народа. Учусь у великих философов – Л.Н. Гумилёва, Д.С. Лихачёва, которым совесть, вера и нравственная сила помогли выстоять в самое трудное время. Учусь у своих коллег ценить, беречь и приумножать культуру во всех её ипостасях.

Мы живём в Агинском Бурятском округе, замечательном степном краю. Здесь издавна живут буряты и русские, эвенки и татары, украинцы и армяне. Дети каждый день встречаются с людьми разных национальностей и не делятся на «своих» и «чужих». Уважение друг к другу, веротерпимость присущи жителям округа. Так было всегда. Гражданский долг учителя способствовать тому, чтобы так было и впредь.

У бурят есть понятие «Тоонто нютаг» (малая родина). Это место, куда стремится твоя душа, место, которое невозможно предать. Но как часто в последнее время молодые люди торопятся уехать в большие города, где, по их мнению, они найдут своё счастье. В таком случае, я привожу ученикам слова Марка Аврелия: «Везде, где можно жить, можно жить хорошо». Привить любовь к родной земле, к её истории, традициям – одна из главных учительских задач. И тогда не прервётся духовная связь.

Школа, по-моему, и есть то уникальное место, где люди разных поколений общаются и обогащают друг друга. Мы, учителя, не только преподаём основы наук, но и делимся опытом, сохраняем традиции, мы учим детей, но и они учат нас держать своё слово, быть великодушными, отвечать за свои поступки. Ведь порядочность должна быть профессиональным качеством педагога. 

Сельский учитель всегда на виду. Мы хорошо знаем семьи своих ребят, живём по соседству, ходим друг к другу в гости. Наше общение с родителями учеников по сути своей не может быть формальным. Сотрудничество с родителями считаю одним из важнейших направлений своей работы, только вместе мы можем добиться успеха. Стараюсь, чтобы на родительских собраниях, в личных беседах они не только узнавали об учебных делах детей, но и получали квалифицированную педагогическую консультацию и помощь.

И родители в школу спешат,

Потому что цели одни:

Мы хотим, чтобы наши ребята

Настоящими стали людьми.

Я работаю в Могойтуйской средней школе №2. Первый и Последний звонки подают у нас серебряным колокольчиком, который вручают лучшим школам России. 

После участия школы во всероссийском конкурсе  ребята поняли, что нужно стремиться к высоким целям, что попутный ветер дует в паруса решительных и отважных, что в современном мире ценятся разносторонние знания.

Роль учителя в этом необычайно важна, а словесника – особенно.

Печально, что в некогда самой читающей стране, сейчас трудно увидеть ребёнка с книгой. Книга чаще всего ассоциируется с учебником, как нечто навязанное, обременительное. Мы должны привить детям любовь к художественной литературе. Почему это не всегда удаётся? Потому что чтение – труд, творчество, воспитание воли. Намного легче получать готовые схемы и двигаться проторенными путями. Как внушить детям, что лёгкая дорога не всегда самая верная? Нет готовых ответов. Да и нужны ли они? Пусть будут ответы неожиданны и парадоксальны, пусть явятся результатом собственных проб и ошибок, собственных поисков. 

Я стараюсь, чтобы на моих уроках было интересно, и каждый мог высказать своё мнение. Урок-мастерская, урок-диспут – не оригинальная форма, а возможность раскрыться каждому ученику. Современный учебный процесс интересен тем, что на уроках русского языка могут проявить себя дети, увлечённые разными предметами. Юные математики решают исследовательские задачи, информатики готовят компьютерные презентации, а музыканты и художники могут помочь в подготовке уроков-концертов, уроков КВН. Но оригинальная форма не самоцель, а способ увлечь учащихся предметом, содействовать становлению личности, приверженной общечеловеческим ценностям.

Знание русского языка способствует повышению культурного уровня, развивает мышление. Учу бережному отношению к слову, пониманию его значимости.  Важно, чтобы ребята не просто ждали приветливых слов, но и сами испытывали потребность произносить их. Если они будут владеть языком, не поторопятся на обидное слово, не поскупятся на  доброе, значит, работа моя была не напрасной.

Мы очень хотим, чтобы  жизнь наших детей была светлой и радостной.  Воспитать счастливых учеников может только счастливый учитель. Я люблю свою работу, какой бы трудной она ни была; мне приносит радость общение с детьми. Я просто не имею права быть неуспешной, недовольной судьбой. Ещё один плюс моей профессии.

Будучи молодым педагогом, я думала, что учитель – ведущий актёр и главный режиссёр, и только от него зависит, как будет сыграна пьеса. За плечами учителя  знания, опыт понимания и применения этих знаний.  Готов сценарий, распределены роли, поставлены декорации. Но начинается урок, и ты понимаешь, что главная роль всегда за детьми, что они сыграют по-своему, и  может быть,  это будет гениальная пьеса…


Категория: Мои статьи | Добавил: butukhanova (19.01.2013)
Просмотров: 719 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Родитель  
0
Я, как мама троих детей, согласна с Вами в том, что научить ребенка читать книги нужно и важно. Все развитие ребенка связано с чтением. Умеет и любит читать, и развитие у него идет, и кругозор будет, и грамотность развивается.

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
On-line
() Зарегистрирован дня/дней назад